Нет более искренней любви, чем любовь к еде (Бернард Шоу)

Писать советы по питанию с точки зрения аюрведы, без отсылки к теории Дош – занятие бессмысленное. Дело в том, что аюрведа делит людей на конституциональные типы и для каждого типа есть оптимальные продукты. Так, что хорошо рыжеволосому сангвинику среднего роста, совсем не подойдет высокому меланхоличному блондину. Теория дош огромна и всеобъемлюща, а формат данного журнала не позволяет изложить ее даже в общих чертах.

Однако, совсем ничего не сказать о еде – основном способе получения энергии, то же было бы не правильным. Поэтому данный пост посвящен не столько продуктам, сколько, принципам приема и приготовления пищи.

Приготовление пищи
1. Все наши мысли, разговоры, чувства, которые мы испытываем, «впитываются» едой. Поэтому во время приготовления пищи нельзя ругаться, ссориться, кричать. Так же не стоит готовить еду, находясь в плохом настроении. Напротив, хорошее, спокойное настроение, пение мантр во время готовки, сделает пищу целебной.
2. Обрабатывая продукты, благодарите щедрость Природы. До того, как вы сядете за стол, покормите кого-то из меньших братьев: кошку или пса, полейте цветы.

Выбор продуктов
1. Избегайте или сведите к минимуму употребление «мусорной» еды. Это не только Макдональдс и кока-кола, но и жевачка, газированные напитки (даже если это просто минеральная вода), леденцы и шоколадные батончики, консервы, «быстрые» завтраки. Вообще, любая пища, произведенная промышленным способом.

2. Так же следует ограничить потребление мяса, особенно если это не фермерские курочки и коровки, а животные, выращенные и убитые на крупных с/х комплексах. Я ни в коем случае не призываю вас отказаться от мяса! Это процесс долгий и резкое изменение рациона только навредит вам. Просто отслеживайте, когда и сколько мяса вы съели. А можно было его в этот раз заменить рыбой или бобовыми?
3. Старайтесь реже пить кофе, чай и алкоголь. Не усердствуйте со жгучими специями и солью.
4. Выбирая овощи и фрукты, отдавайте предпочтение тем, что произрастают в местности, где вы живете и соответствуют текущему сезону. То есть от клубники осенью пользы будет куда меньше, чем в июне.

Оптимальная доля тех или иных продуктов в рационе, зависит от конституционального типа человека. Тем не менее, есть пища, подходящая для всех.
– Зерновые: рис, ячмень, овсянка, просо, киноа, хлеб с отрубями.
– Бобовые.
– Орехи и семена.
– Фрукты.
– Овощи.
– Травы.
– Мед, патока, кленовый сироп.
– Молоко, масло, топленое масло, мягкий сыр, йогурт.

Общие правила

1. Ешьте, когда вы голодны и пейте, когда испытываете жажду. С водой все понятно, а вот с едой – сложный постулат. Важно в тот момент, когда вы захотели поесть спросить себя: «А голод ли это?». Может, вам скучно, вы нервничаете, хотите тами образом отложить неинтересную работу на потом? Важно научиться различать настоящий физиологический голод и психологическую потребность «заесть» какую-то негативную эмоцию.
Не менее вредно, чем перекусывать без голода, отказывать себе в еде из желания похудеть. Если вы не будете есть, когда по-настоящему голодны, ваш пищеварительный огонь ослабнет, а это чревато запорами, проблемами с желудком, общей зашлакованностью организма.
2. Если вы сыты – значит, вы переели, если вы переели – значит, вы отравились. Учитесь останавливаться несколько раньше полного насыщения. Один прием пищи должен умещаться в ваших ладонях, сложенных чашей.
3. В холодное время года ешьте более питательную пищу и в большем объеме. Летом переходите на меньшее количество еды и более легкие продукты. Питайтесь созвучно сезону.
4. Самый обильный прием пищи должен приходится на полдень. Вечером отдайте предпочтение легкой, быстро перевариваемой пище.
5. Ешьте всегда в одно и тоже время. Многие из нас пренебрегают этим правилом, а оно является ключевым для идеальных условий работы нашего пищеварительного огня.
6. Никогда не смешивайте еду с другими занятиями. Чтение книги, просмотр телевизора, даже чересчур оживленная беседа – все это следует отложить и направить свое внимание на вкус, запах, вид потребляемой пищи. Ешьте осознанно.
7. Старайтесь как можно чаще есть в окружении людей, которых вы любите.
8. До и после приема пищи посидите спокойно несколько минут, дайте своему организму время настроится.
9. Воду нужно жевать, а еду – пить. Пережевывайте пищу до тех пор, пока она сама не станет стекать по пищеводу.
10. Не завершайте трапезу напитком. Лучше выпить воды за 20-30 минут до еды. Кстати, дети всегда просят пить едва сев за стол.

Прислушивайтесь к себе. Если ваша кожа сухая (не только на лице – везде!), значит, вам требуется маслянистая пища. Если у вас проблемы с пищеварением, следует готовить легко усваиваемые супы и соусы с добавлением специй. Не ешьте мороженное, когда на улице холодно и перец чили, когда жарит солнце. Прислушивайтесь к внутренней логике природы и своего организма. Если вы вспыльчивый, гневливый человек, откажитесь от горячительных напитков. Если вы устали и замерзли, напротив, выпейте сладкого теплого молока с гвоздикой и корицей.

Тема питания неисчерпаема, если вы хотите узнать что-то конкретное – задайте вопрос в комментариях. Я надеюсь, что этот рассказ станет отправной точкой для тех, кто хочет использовать еду не только как топливо, но и как лекарство для своего организма.

Комментарии: 74

  • mumzik Дата: 14.04.2009 09:41

    Есть в одно и тоже время или все-таки тогда, когда испытываешь голод? Я иногда завтракаю сразу утром, иногда часа через 2 после пробуждения. Обед примерно в одно и тоже время получается, но я не всегда голод испытываю именно к обеденному времени.

  • ostrovskay Дата: 14.04.2009 09:46

    дождалась я таки поста про питание!!!!!!
    спасибо большое!

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 09:50

    Спасибо за статью, очень перекликается с тем, к чему я стремлюсь и над чем работаю:)
    И у меня вопрос. А как Вы относитесь к теории, согласно которой молоко и молочные продукты являются минимум бесполезными, и максимум вредными для взрослого организма? Доводы против молока и его производных звучат логично, но сердцу не прикажешь =) Интересно было бы знать еще одно обоснованное мнение. Спасибо 🙂

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:03

    Завтракать сразу после пробуждения – не очень хорошо. Я об этом писала в посте про утро.
    Если вы будете стремиться к режиму, голод и обед синхронизируются. )
    Если к обеду вы так и не захотели есть, возможно, что после завтрака прошло не достаточно времени, или что вы съели слишком много в предыдущий прием пищи.

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:04

    Слишком общё все получилось, да и написала только половину от того, что хотела.
    Но, такой большой объем трудно сразу усваивать.
    Будем по частям.

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:10

    Аюрведа считает молоко прекрасным продуктом. Наверное, даже лучшим. Оно питательно, оно легко усваивается. И это единственная еда на земле, которую живое существо отдает с радостью.
    Важно, что бы молоко было цельным. Желательно парным. Если это не так, молоко перед употреблением необходимо немного подогреть, добавить воды, специй (кардамон, фенхель, корица, гвоздика), взбить. С помощью этих операций молоку возвращается его природная легкость и повышается способность его усваивать.
    Если человек стремиться отказаться от мяса, то без молочных продуктов, такая диета может оказаться опасной для здоровья людей определенного конституционального типа.
    Так что лично я за молочные продукты двумя руками.)

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 10:26

    А насколько молоко остается молоком после промышленной обработки? Парное молоко – это здорово, но мы имеем в своем распоряжении то, что привезли с молочного комбината, что отнюдь не улучшает качество. Оно даже не скисает. Неужели достаточно его подогреть и добавить специй? Опять же, йогурты и кефиры с месячными сроками хранения – они тоже полезны?
    (Это я не поспорить, а порассуждать :)))

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 10:27

    Пишите еще, гармоничное питание – очень интересная тема 🙂

  • admarina Дата: 14.04.2009 10:38

    А как питаться зимой, чтобы созвучно сезону. Корой деревьев и семенами шишек? В нашей полосе природа спит по полгода.

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:45

    На рынках есть бабульки – вот вам и живое молоко. Для йогурта продаются специальные йогуртницы, в которых получается восхитительный йогурт. Творог можно сделать самой из живого молока.
    А насчет того, что продукты, прошедшие промышленную обработку не полезны, что тут спорить, это очевидно ).
    С другой стороны, подогретое и со специями молоко, в любом случае усваивается лучше.

  • mumzik Дата: 14.04.2009 10:48

    А эта синхронизация не будет просто условным рефлексом, который возникает независимо от чувства голода?

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:49

    Следующая тема будет про голод )

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:51

    Картошкой и капустой, как питались наши предки.
    Я, конечно, утрирую, но ориентироваться на национальную кухню очень правильно. Даже великий пост у нас приходится на то время, когда фактически никаких мясных-молочных продуктов у деревнях уже не было. А переход от
    зимы к весне – оптимальное с т.з. аюрведы время для облегченных диет.

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 10:52

    Прекрасно 🙂

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 10:56

    Уй, где ж те рынки с бабульками… Все посносили, супермаркетов понастроили. Вывод очевиден: завести корову =)))
    Спасибо за ответы!

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 10:57

    Безусловно, определенный условный рефлекс будет. И это в плюс. Организм знает, что его скоро будут кормить, настраивается на отпределенный лад, разжигает поярче пищеварительный огонь.
    А при каких условиях у вас может не возникнуть чувство голода?
    Болезнь
    Передание
    Неправильный выбор продуктов
    Чрезмерная усталость

    Если вы болеете, а аппетите нет, то есть ни в коем случае нельзя. Во всех остальных случаях нужно корректировать причину потери аппетита.

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 11:01

    Мне везет. В обоих квартирах рынки были под боком.
    Здоровое питание в современном мире вещь не самая простая. Однако, если начинаешь этим заниматься, то постепенно появляются возможности. У меня, например, есть дядечка, которому можно позвонить и заказать цыплят. Таких, которые бегали, травку кушали. Они в отличае от промышленных кур очень даже полезны.
    Так же и с молоком. Вот, если за город едете, смотрите по сторонам. У дороги часто стоят бабки с молоком.
    В супермаркетах тоже выбирайте. По вкусу приличнее кажется молоко Ступинское или Простоквашино, хотя оно тоже не киснет (

  • mumzik Дата: 14.04.2009 11:05

    Спасибо за ответы! И еще вопрос: как часто стоит перекусывать и чем лучше утолить голод в ситуации, когда знаешь, что обед, допустим, будет часа через полтора? Орехи, сухофрукты или фрукты? йогурт? хлеб или сухарики?

  • brun_murk Дата: 14.04.2009 12:10

    Про молоко я могу сказать с уверенностью.
    У меня мама в деревне и у нее несколько коров.Из деревни ехать 4 часа.Мы ставили себе задачу довезти молоко, потому что оно тока что из-под коровы за эти 4 часа закисало.Мама теперь делает так:обдает кипятком бутылки внутри и сразу парное ставит в холодильник до появления корочки льда.Обработаенное таким образом молоко, стоя в холодильнике, летом не киснет дня 4 , а зимой до недели. Магазинское киснет любое, даже Простоквашинское(просто оно обычно закиснуть не успевает).Все зависит от условий хранения и перевозки. Летом закисает прям в холодильнике на 2-й день, а зимой неделю может стоять.

  • tequila_bumm Дата: 14.04.2009 12:15

    Да, рынок под боком – это вещь. Я, увы, этого лишена.
    А молочные в магазинах я стараюсь выбирать поневзрачнее с виду и чтоб срок годности стоял небольшой. Не гарантия – но хоть что-то 🙂

  • maxonya Дата: 14.04.2009 13:10

    отличный пост, про себя скажу что давно стала следить за питанием, хотя порой и “пробивает” на чипсы )) ну я их тоже ем – хочется же 🙂
    Согласна про мысли и настроение когда готовишь…это чувствуется. А еще очень важно обедать/ужинать в кругу семьи.
    А еще я считаю главное – это режим, в связи с работой привыкла есть примерно в одно время, и так прекрасно себя чувствую!
    Еще важный фактор – разнообразие, я стараюсь готовиь и рыбу, и бобовые, и картошку, и каши, печень, свежие овощи и фрукты, соленое-маринованое…

    С мясом у меня сложные отношения, я какое то время не признавала ео вообще, ела только под нажимом мамы, соблюдала посты от и до, но потом в какой-то момент поняла что я стала тощая..икс-с размер мне был велик,у меня кожа стала хуже….выгляжу слегка устало(хотя раньше еда без мяса заставляла меня чувствовать себя намного легче, да и вообще оно по мне “невкусное”) Ну вот сейчас в связи с семейной жизнью мясо ем часто, и отказываться от него не собираюсь. Всегда можно грамотно его подать, со свежими овощами, в виде котлеток, лазаньи, пирогов, пирожков, отбивных, ароматного гуляша с помидорами и перцами и тд )) короче я за мясо и за разнообразие 🙂
    Мой МЧ только противится крупам всяким – кашам, чечевице, но прогресс уже есть 🙂

  • koshka_buka Дата: 14.04.2009 14:30

    А что нужно есть ленивым?

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 15:57

    скажите, а вот чем плох чай? и что именно к относится к чаям? например, я люблю матэ и фруктовые чаи (не с ароматизатором, а из фруктов и ягод + гибискус)

    насчет молока спорно (либо просто моя особенность)
    я знаю, что аюрведа считает его очень полезным (как и топленое масло), но как-то у меня с ним не сложилось, да и у животных оно не усваивается, советуют кисломолочку
    хотя – я “проводила эксперимент” во время болезни (топ.масло-молоко-сода вместо еды) с немецким молоком, а у него срок хранения 3-4 месяца 🙁 может, еще и поэтому, но желудок страдал

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 16:04

    Есть такой тип людей, которому не подходят млочные продукты. Но нам тяжело об этом судить по себе, так как настоящих молочных продуктов найти практически не возможно.
    Чай – это то, что растет на чайном дереве. Там кофеин, который возбуждает нервную систему.

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:06

    Ленивым нужно голодать. Природа лени томастична и изживается дисциплиной и ограничениями.

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:09

    Да, я тоже много читала про вегетарианцев, что первый год идет резкое улучшение состояния здоровья – организм чистится, а потом наоборот ухудшение. Вегетарианство требует контроля за достаточным потреблением белков.

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:10

    У нас магазинное не киснет. Просто становится противным и горьким, но совсем не кислым (

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 16:10

    дома у меня есть возможность покупать молоко “у бабушек”, но, конечно, качество никто не гарантирует

    о чае: т.е. все, что не содержит кофеин, можно смело пить?

  • zxsystem Дата: 14.04.2009 16:13

    Водка не содержит кофеин 😉
    Что пить, зависит от конституционального типа. Если боитесь ошибиться, то лучше пить воду. В принципе, фруктовые чаи – это довольно мягкие напитки. Хотя мне, например, нельзя шиповник.

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 16:15

    я не пью спиртное 😉
    по своему типу я поискала, нашла тест, но там у меня по всем трем дошам 72-78-73

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:18

    Бывают, конечно, люди Тирдоши, но они очень и очень редки. Я бы поискала другой тест для проверки. Хотя, положа руку на сердце, все эти тесты в большинстве своем профанация.

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 16:18

    я тоже подумала, что она самая, но как же тогда определить?

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:20

    Самый верный метод – пойти к хорошему вадья (аюр. доктор). Есть еще способ определения пракрити по гороскопу, а викрити по тесту в котором порядка 60 вопросов.

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 16:22

    у нас в городе (на украине) чистят исключительно кармы и снимают сглазы 🙂
    а что за тест?

  • koshka_lusha Дата: 14.04.2009 16:24

    Посмотрите по тегу Интернет-ресурсы сайт Кобыляева. Там очень хорошая методика по самостоятельной диагностике.

  • feles_gracilis Дата: 14.04.2009 16:25

    спасибо

  • maxonya Дата: 15.04.2009 01:56

    ну я читала много хорошего, и много плохого… что после 7 лет вегетариантсва происходят изменения…в мозгу .. как-то иначе он начинает работать
    для себя решила что это все же не мое.

  • zazayaya Дата: 16.04.2009 09:34

    для приготовления домашнего йогурта даже йогуртница не нужна. Он отлично получается в кастрюле, которую заворачиваешь в одеяло (для поддержания теплой температуры) и за ночь все готово. Получается отличная основа для салатов, коктелей, масок для лица (помимо своего основного предназначения :))

  • tequila_bumm Дата: 16.04.2009 09:40

    Э.. а что в кастрюлю надо поместить? 🙂

  • zazayaya Дата: 16.04.2009 09:47

    цельное молоко (лучше пастерилизованное с маленьким сроком хранения), подогретое до 45 градусов. И туда же закваску в виде баночки живого йогурта без добавок – подойдет “Чудо-йогурт”). Через 8 часов все готово. Кастрюлю надо укутать в теплое одеяло и не трогать (нельзя переставлять и мешать)

  • tequila_bumm Дата: 16.04.2009 10:26

    Здорово 🙂 спасибо:)
    А какое количество молока надо? Или не очень принципиально?

  • zazayaya Дата: 16.04.2009 12:31

    советую начать с литра 🙂

  • tequila_bumm Дата: 16.04.2009 12:53

    Еще раз спасибо, непременно попробую 🙂

  • aestas_aeterna Дата: 17.04.2009 07:12

    а есть в аюрведе правила какие продукты с какими совмещать? ну типа там суп отдельно мухи отдельно? или картошку можно смело есть с мясом. и как быть с мужчиной? если он не наедается порцией, которая умещается в его ладони?

  • koshka_lusha Дата: 17.04.2009 07:40

    Про мужчину отвечу здесь, про остальное отдельным постом. Тема еды только начата 😉
    Если мужчина, или любой другой человек, не наедается этим объемом и чувствует себя потом голодным, слабым и несчастным, это говорит о его низком энергетическом уровне. Поднять этот уровень перееданием не получится.
    Во-первых, надо употреблять энергетически насыщенные продукты. В первую очередь это свежеприготовленная домашняя еда. Она наиболее полезна.
    Во-вторых, следует отдавать предпочтение продуктам не промышенного, а частного производства. Мы здесь уже это обсуждали, своя зелень, молоко и яйца, купленные у бубушек.
    Кроме того, энергетический уровень очень зависит от режима, эмоций, достаточной физическо

  • koshka_lusha Дата: 17.04.2009 07:41

    й нагрузки.

  • koshka_lusha Дата: 17.04.2009 07:43

    Спасибо большое! Тоже попробую.

  • zazayaya Дата: 17.04.2009 08:19

    пожалуйста, надеюсь что получится 🙂

    пишите о результатах. Это самый вкусный завтрак, который только можно себе представить. Обычно я мешаю йогурт с пророщенной пшеницей, ну и фрукты потом можно добавлять, или в чистом виде.

  • mcarova_voneck Дата: 17.04.2009 11:59

    по поводу молока – а что вы скажете по поводу замороженного и потом размороженного? Мы уже с год, наверное, таким пользуемся. То есть, покупаем парное 4,5 литра (у нас ферма неподалеку, можно посмотреть, как коровы доятся, и молоко – ммммммм!), разливаем по литровым бутылкам и в морозилку. За каждым литром не наездишься, а так, с бытовой т.з., очень удобно. А вот как с т.з. аюрведы?
    И про чай. Есть еще ройбос, южноафриканский, без кофеина. Он в российских магазинах уже года три-четыре назад начал появляться. Вкус у него несколько отличается, но – это лишь дело привычки. 🙂

  • koshka_lusha Дата: 17.04.2009 14:37

    Аюрведа считает, что любое охлажденное молоко – это очень тяжелый продукт. Как его снова облегчить я написала в комментариях выше.

    Да, есть ройбос, есть прекрасные чаи из листьев малины и смородины. Летом буду ставить эксперементы по приготовлению таких смесей для чая.

  • koshka_lusha Дата: 17.04.2009 14:46

    Аюрведа против перекусов. Между приемами пищи должно проходить 4 (минимум) два часа. Это необходимо для того, что бы система пищеварения спокойно выполнила свой долг от начала до конца. Если же на ее все время сбрасывать новые продукты, то они не смогут нормально перевариться.
    Однако, если вы испытываете сильный голод, то, действительно, можно съесть сухофрукты или печенье, которые дадут быстрый приток энергии.

  • mcarova_voneck Дата: 17.04.2009 17:44

    Спасибо!
    Попробую сегодня приготовить ребенку перед сном теплое с корицей. 🙂
    А смородиновый чай!!! Добавленные листья смородины в любой чай его очень освежают, а если заварить просто листья – ах и мммммммм!

  • koshka_lusha Дата: 07.05.2009 11:19

    Есть люди, которым молоко не полезно, возможно, вы из таких.)

  • postoronnim_w Дата: 13.06.2009 09:17

    Здравствуйте, огромное спасибо за интереснейший журнал.

    Я прочла некоторое количество литературы по аюроведе: Фроули, Свобда, Ланг… Ходила в Ришикеше к доктору аюроведисту. И возник у меня ряд вопросов, особенно по питанию. У меня ощущение что все надо очень активно адаптировать под наш климат и световой день. Как пример – это отнесение йогурта и творога в разряд тяжелой пищи. Индусы же (впрочем как и многие европейцы, а особенно американцы) не знают нашего творога. Для них творог и сыр – одно и то же. Да и йогурт у них другой совсем. Что вы думаете по этому поводу?

  • zxsystem Дата: 16.06.2009 09:05

    Я думаю, что тяжелая – не значит плохая. Для легкой, воздушной Ваты тяжелая пища необходима, вне зависимости от того, наш это творог или индийский. А для тежеловесной, склонной с образованию слизи Капхи – любой молочный продукт следует свести к минимуму.
    Абсолютно здоровый человек может есть и успешно переваривать любую пищу. Таблицы с рекомендованными диетами созданы для тех, у кого уж имеет место дисбаланс. Но даже эти таблицы содержат не запрещенные продукты,а те, что нужно есть пореже.

    Адаптация к нашему суровому, холодному и мрачному климату, безусловно, нужна. Я была знакома с аюрведическим доктором из Индии, который приезжая в Москву зимой, начинал есть мясо. А для рассчета идеального подъема и отхода ко сну в условиях московскогосветового дня есть специальная программа, посмотрите ее в журнале Андрея Головинова.

  • _tyy_tikki_ Дата: 01.12.2009 12:52

    Сходила в Яндекс. Не нашла.
    Что такое “томастична”?

  • koshka_lusha Дата: 01.12.2009 14:30

    ГУНЫ, понятие индийской философии, прежде всего санкхьи, где гуны — составные качества силы пракрити, действующие в космическом, индивидуально-психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность, святость), раджас (источник движения и страдания), тамас (препятствие движению, безразличие, алчность). В других школах гуны — качество, свойство вещи

    Таким образом, я должна была написать тАмастична, но врожденная безграмотность не позволила мне это сделать 😉

  • _tyy_tikki_ Дата: 01.12.2009 15:03

    Ага, спасибо.
    Теперь понятно

  • chudo_a Дата: 29.03.2010 19:08

    У меня проблемы с пищеварением…врачи разводят руками, что мол все органы в порядке… но увы… у меня постоянная тяжесть после приема пищи, хотя стараюсь есть все диетическое…уже просто появился страх кушать… сильно набрала в весе…. может Вы сможете подсказать???

  • zxsystem Дата: 30.03.2010 17:19

    ох, так сложно сказать. Скорее всего пищеварительный огонь слишком слабый. Все диетическое – это свежие салаты и цельнозерновые хлебцы? От них ситуация только усугубляется.
    Единственное, что могу посоветовать вот так на расстоянии, это проводить дни очистительные дни (http://kalinji.livejournal.com/8312.html#cutid1) и почаще готовить кичади (http://kalinji.livejournal.com/9318.html).

  • chudo_a Дата: 06.04.2010 16:30

    а как можно получить более подробную консультацию?

  • koshka_lusha Дата: 06.04.2010 16:55

    В заглавном посте журнала есть вся информация)

  • koshka_lusha Дата: 06.04.2010 16:58

    ага, вижу, вы в Харькове. Тогда вам прийдется детально изучить журнал и попытаться применить эту информацию в своей жизни.
    Из простого еще: пейти Трифалу на убывающей луне, а Чаванпраш – на растущей.
    Полагаю, эти препараты можно заказать по почте.

  • chudo_a Дата: 10.04.2010 10:36

    спасибо большое за подсказки, почитаю )))

  • efirnaja Дата: 14.02.2011 13:29

    у меня вопрос. в тибетской медицине (которая как-то ближе нам по климату) принято еду как раз запивать. а в Аюрведе нельзя пить после еды. (я много слушала лекций Торсунова). Мне самой всегда очень сильно хочется пить после еды. как быть?

    ЗЫ посоветуйте хороший полный тест на определине типа доши.

  • koshka_lusha Дата: 15.02.2011 05:47

    Лучше выпить достаточно воды за 20 минут до еды.

    Для успешного переваривания пищи необходимо чтобы еда была хорошо прожевана и обильно обработана слюной. Если мы запиваем еду, то жуем гораздо меньше.Без достаточного количества слюны химические процессы по перевариванию пищи идут не в полном объеме.
    Кроме того, когда мы пьем во время еды, мы водой разбавляем желудочный сок, соответственно концентрация кислоты снижается, и пища не переваривается, а гниет.

    Тест такой порекомендовать не могу, так как все они не информативны. Для вынесения рекомендаций необходимо знать пракрити и викрити и, сравнивая их, уже решать какой дисбаланс присутствует. Тесты дают только информацию о викрити.

  • masterklep Дата: 18.02.2011 08:49

    А зерновые именно в таком объеме здесь описаны из-за того, что некоторые виды зерновых не всем подходят? Что говорят про гречку, пшено, дробленую кукурузу?

    Мягкий сыр – это какой именно? Типа брынзы, адыгейского?

  • zxsystem Дата: 19.02.2011 09:39

    в принципе, те зерновые, которые вы перечислили тоже можно есть практически всем, если они не составляют основу рациона.
    Мягкий сыр, да, а ще сулугуни, мацарелла, рикота.

  • masterklep Дата: 19.02.2011 14:56

    ммммм! моцарелла! Это хорошо ^_____^

  • masterklep Дата: 19.02.2011 14:57

    А с чем связано такое недоверие аюрведы к твердым сырам? В них что-то не так?

  • zxsystem Дата: 22.02.2011 10:07

    аюрведа вообще плохо относится ко всем продуктам, которые долго хранились. Их природа тамастична.

  • masterklep Дата: 22.02.2011 12:48

    о, понятно. 🙂

  • zxsystem Дата: 14.03.2011 07:15

    Конечно, можно!)

  • livejournal Дата: 18.03.2012 18:26

    Нет более искренней любви, чем любовь к еде (Бернард Шо

    User referenced to your post from Нет более искренней любви, чем любовь к еде (Бернард Шоу) saying: […] Оригинал взят у в Нет более искренней любви, чем любовь к еде (Бернард Шоу) […]

Комментировать

Добавить комментарий для tequila_bumm Отменить ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Телефон: +7 (495) 677-9730
Россия, Москва
Берсеневский переулок 5/1