Приготовление крема для лица в домашних условиях

Этот пост должен был появиться одним из первых. Но я все откладывала, сомневалась, стоит ли его писать. Дело в том, что моей молодой и довольно жирной коже вполне хватает того увлажнения, которое дает смешивание на ладони тоника и питательного масла. Однако, последние комментарии убедили меня, что такой уход может оказать недостаточным для сухой кожи.

Прежде чем приступить к изготовлению своего первого крема, следует учесть, что дело это непростое и, зачастую, результат не предсказуем. Особенно пока вы учитесь. Что такое крем? Это смесь масла и воды. Легко ли перемешать две эти субстанции? Совсем не просто. Отсюда сложности. Вечером вы можете сварить восхитительный легкий крем, а утром обнаружить, что он расслоился на две несимпатичных фракции. Кроме того, хранить такой крем можно считанные дни.

Часто даже в домашнем производстве для того, чтобы получить более приятную консистенцию и увеличить срок хранения, в крем добавляются консерванты и эмульгаторы. Я не сторонник этого пути. Если уж мы говорим о натуральности, давайте попробуем сделать 100 % природный крем.

Вам потребуются:
маленький ковшик с кипятком
2 маленьких стеклянных миски, диаметр которых несколько шире диаметра ковшика
крошечный миксер для взбивания молока (продается в ИКЕЯ)
большая миска, наполненная холодной водой со льдом
фарфоровая ложечка (можно заменить простой чайной ложкой)

Приготовление крема практически всегда состоит из 4 фаз:
1. Растопить твердые масла и воск.
2. Подогреть с растопленными твердыми маслами жидкие масла
3. Добавить воду (гидролат)
4. Добавить эфиры

Как это делается?
1. На умеренный огонь поставить ковшик с кипятком, сверху установить миленькую миску. Получится, что миска греется на водяной бане.
2. В миску выложить воск, если вы решили его использовать, затем, когда он растопится до жидкого состояния, твердые масла.
3. В растопленные воск и твердые масла добавить жидкие масла. Тщательно перемешать ложечкой, через пару минут снять с огня.
4. Водная фаза должна иметь температуру близкую к температуре подогретых масел. Я стараюсь этого достичь, подогревая на водяной бане гидролаты или добавляя в масла только что заваренный горячий чай.
5. Снять мисочку с маслами с ковшика и начать добавлять с них водную фазу по одной капле (я использую для этого пипетку), постоянно помешивая. На первом этапе я мешаю выключенным миксером, так как слишком большая скорость может привести к расслоению.
6. Когда вся водная фаза введена в масло, следует продолжать мешать с небольшими перерывами. На этом этапе можно поместить мисочку в большую миску с холодной водой. Это ускорит остывание. Мой опыт показал, что бросать без присмотра теплый крем не стоит, надо дождаться, пока он станет холодным. Тогда будет больше шансов избежать неприятных сюрпризов.
7. В остывший крем добавляем эфиры. Переливаем полученный продукт в стерильную, плотно закрывающуюся баночку. Баночку храним в холодильнике.

Важно! Постарайтесь делать небольшое количество крема. Его лучше использовать в течение 5-7 дней.

Советы начинающим
С моей стороны довольно забавно писать такие советы, так как в деле кремоварения я сама настоящий начинающий. Тем не менее, вот какие правила я вывела для себя:
– При первых попытках лучше создавать жирный крем, где процент воды совсем не большой, а основу составляют масла.
– Начинать надо с 3-4 ингредиентов. Так будет легче понять, где же был совершен промах.
– Важно не лениться и взбивать смесь до полного остывания, можно делать небольшие перерывы.
– Соблюдение температурных режимов – залог успеха.
– Вместо гидролатов можно использовать заваренный каркаде, отвары ромашки или другой, подходящей вам травы, зеленый чай.

А теперь рецепты:

Крем для сухой кожи
3 столовые ложки какао-масла
120 мл масла авокадо
2 столовые ложки апельсинового чая
3-4 капли эфирных масел герани и розы

Крем для чувствительной кожи
2 столовые ложки какао-масла
90 мл подсолнечного масла
4 столовые ложки розового чая
5-6 капель эфирного масла сандала

Крем для жирной кожи
2 столовые ложки какао-масла
90 мл миндального или рапсового масла
4 столовые ложки чая из розмарина или базилика
3 капли эфирного масла лаванды

Твердый крем Галена
40 г миндального масла
40 г пчелиного воска
40 мл розовой воды
10 капель эфирного масла розы

Как я уже писала, я не большой специалист в изготовлении крема. Наверняка, среди читателей этого журнала есть те, могут дать гораздо более профессиональные советы. Поэтому я прошу всех, кто может что-то добавить к этой непростой теме, отписаться в комментариях, оставить свои лучшие рецепты простых кремов. Думаю, это будет полезно для всех. Заранее спасибо.

Комментарии: 56

  • maniac_mouse Дата: 05.04.2009 10:25

    у меня вот такой вопрос возник, а можно ли наносить на лицо просто смеси масел?

  • zxsystem Дата: 05.04.2009 11:05

    Не поняла, вы интересуетесь, не опасно ли это?
    Или хотите узнать, как правильно это делать?

  • an_tess Дата: 05.04.2009 11:29

    я попыталась недавно сварить крем для тела – больше в порядке опыта, т. к. взяла только те ингридиенты, которые были под рукой

    пчелиный воск – ок. 60 мл
    льняное масло – ок. 200 мл
    вода – ок. 200 мл
    мёд – ок. 100 мл
    эфир иланг-иланг – ок. 5 мл

    стружку воска растопила на водяной бане, туда добавила подогретое масло и затем подогретую воду (взбивая смесь на каждой фазе). подержала ещё на бане и перелила в банку с плотно закрывающейся крышкой. добавила иланг по капле и мёд. непрерывно встряхивала до полного остывания

    крем не расслоился наутро и вообще, но он был очень тяжёлый и, несмотря на отностельно жидкую структуру, – страшно жирный. в качестве крема вообще не прошёл, так как на коже оставлял сильное ощущение сухости и липкости

    использовала для обёртываний на сухие места, получилось термоядерное питание кожи

    в чём ошибка – пока не поняла. может, я с воском переборщила?

  • maniac_mouse Дата: 05.04.2009 11:32

    да, не опасно ли это.
    просто знаю, что многие смешивают масла и наносят вместо крема

  • zxsystem Дата: 05.04.2009 11:35

    Я тоже пробовала рецеты с медом – не пошло. Мед лучше отдельно, как маску, или внутрь )
    Тут экспериментировать надо. Слишком жирно – взять масла полегче или процент воска сократить.
    Я перед тем, как писать пост намешала себе два крема, но без рецептов, по наитию. Тоже довольно жирно получилось, мне просто маслом с водой больше нравится, но для такой холодной погоды, какая сейчас в Москве эти жирные кремы будут в самый раз.

  • zxsystem Дата: 05.04.2009 11:40

    Что бы избежать аллергии, начните с того, что наносите 2-3 дня на сгиб локтя по одному компоненту из смеси, которую вы планируете сделать. Если все в порядке, можно переходить к приготовлению смеси. Примеры рецептов есть здесь:
    http://kalinji.livejournal.com/2444.html

  • maniac_mouse Дата: 05.04.2009 11:42

    спасибо))

  • an_tess Дата: 05.04.2009 11:51

    я тлогда не имелапонятия, что масла различаются не только по воздействию на организм, но и по структуре

    вы не могли бы написать, какие масла твёрдые, какие – тяжёлые, какие – лёгкие?

    розовая вода какие функции несёт в косметике?

    и ещё: сейчас снимаю макияж с глаз миндальным маслом. можно ли его с чем-нибудь смешать для усиления эфекта, улучшения ухода за глазами? мне 22, кожа жирная, под глазами сухая

    простите, что столько вопросов, просто не знаю, где ещё узнать)

  • e_rogova Дата: 05.04.2009 11:55

    Большое спасибо!
    Буду пробовать.

  • memuaristka Дата: 05.04.2009 14:02

    Богиня!

  • sandalette Дата: 05.04.2009 15:19

    А в чем все-таки принципиальное увлажняющее отличие натуральных кремов от чистых масел+вода? Только в присутствии воска?

    В фабричных кремах, я думала, важными увлажняющими компонентами являются всякие синтетические или синтезированные компоненты, которые тоже в той или иной степени добавляют в домашние крема.

    Хотя, за себя могу сказать, что я просто расцвела от ваших советов. От холодного душа, заканчивая всем остальным. И у меня тоже был период некоторой сухости лица, мне кажется, те, кто на это жалуется, должны просто немного потерпеть, чтобы организм перестроился на новый уход.

  • shumelka_lao Дата: 05.04.2009 15:36

    с воском получаются тяжелые кремы. Для рук хорошо, а вот для лица не очень. Опасно еще и то что воск может поры забивать.

  • an_tess Дата: 05.04.2009 18:08

    а как тогда соединить жир с водой? как я понимаю, это получается только благодаря воску. нет? какова технология изготовления крма без воска?

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 05:46

    Ну во-первых, можно просто поменьше воска класть. Тут нужен эксперимент, чтобы понять сколько воска не утяжеляет уж очень сильно крем, но и не дает ему расслаиваться.
    Во-вторых некторые твердые масла обладают эмульгирующими свойствами, например купуасу. Если сочетать небольшое количество воска и купуасу, то получается вполне стабильная эмульсия.
    В-третьих, сейчас много эмульгаторов на натуральной основе. Я вот недавно начала использовать планта-м (заказывала на арома-бьюти). Пока нравится 🙂

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 05:58

    Я еще раз ваш рецепт посчитала повнимательнее. На сколько я помню, льняное масло довольно трудно впитывается. Поэтому ощущение жирности. + меда мне кажется много…
    Но я тоже начинающий кремовар. могу и заблуждаться 🙂

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:13

    Такая классификация займет у меня много времени, не могу обещать, что займусть этим в скором времени. Вот когда другие, более жевотрепещущие темы будут исчерпаны…
    Посмотрите по тегу “интернет-ресурсы”. Там в магазинах аромамасел есть прекрасная информация по всем маслам.
    Розовая вода – отличный тоник и увлажнитель.
    Я думаю, что после снятия макияжа маслом нужно обязательно умываться, а вот потом класть питание под глаза. В этом журнале эта тема подробно освещена, посмотрите несколькими постами ниже.

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:16

    А я себе, под впечатлением от собсвенных постов намешала аж три крема. Один из них с воском (. Посмотрим как мои поры отреагируют.

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:17

    Воск можно заменять очень твердыми маслами. Я, например, сделала крем с маслом какао и без воска. Получилось замечательно!

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:17

    Удачи!

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 06:19

    Это дело индивидуальное (забьет- не забьет), но просто надо иметь в виду.

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:19

    У тебя бы точно получилось. Варка крема очень похожа на кулинарию.

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 06:19

    не расслаивается? я наверное взбивала плохо 🙁 у меня с одним какао расслоилось 🙁

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:21

    В креме процент воды может достигать 60-70. А воск работает, как защитная пленка. Кроме того, в кремах можно использовать твердые, более жирные масла. Они усиливают питательный эффект.

    Ох, мне так приятны ваши слова. Спасибо. Я очнеь рада!

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:25

    Я как раз в крем от прыщей намешала эмульгирующий пшеничный воск. Посмотрим. Он получился такого прекрасного зеленого цвета из-за чая с жасмином.

  • zxsystem Дата: 06.04.2009 06:26

    Думаю, тут еще от количества воды зависит. У меня было процентов 30 не больше. А потом я на льду взбиваю. Ты так делаешь?

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 06:46

    Видимо дело в воде. Я больше вводила. процентов 50. У меня сначала вроде все хорошо, взбивается, приятное на ощупь, а постоит в холоильнике и маленькие капельки появляются.
    Попробую поменьше воды добавлять.

  • shumelka_lao Дата: 06.04.2009 07:15

    По маслам я сейчас информацию готовлю 🙂 Анют, можно я у тебя прорекламируюсь?
    (если нельзя – грохай коммент 🙂 )
    В этом журнале я буду выклвдывать информацию по маслам которую нашла в интернете. С системой тегов для удобного поиска.

  • koshka_lusha Дата: 06.04.2009 07:29

    Да, и я храню в ванной. Может, в этом дело.

  • koshka_lusha Дата: 06.04.2009 07:30

    Конечно, пускай будет.
    А когда вы откроетесь, я про вас отдельный пост напишу.

  • sandalette Дата: 06.04.2009 09:15

    Это Вам спасибо!

  • an_tess Дата: 06.04.2009 18:28

    да, льняное масло, по моим ощущениям, хорошо для волос, а коже как-то не очень

    а эмульгаторы пока не хочется, мечтаю всё-таки овладеть технологией изготовления стопроцентно натурального крема

    но он пока расслаивается у меня, хоть убей(

  • an_tess Дата: 06.04.2009 18:29

    обязательно попробую с твёрдыми маслами

  • an_tess Дата: 06.04.2009 18:29

    большое спасибо

  • wecher Дата: 15.04.2009 19:47

    я вот наношу тоник на спонж и промакиваю его в масле миндаля,протираю кожу,далее маслом чайного дерева делаю массаж “черных точек”.далее дневной крем из магазина.коже вроде как нравится. или лучше так не стоит экспериментировать?
    и можно ли летом совсем отказаться от крема?и как это сделать?
    спасибо ВАМ)

  • koshka_lusha Дата: 16.04.2009 06:43

    Бытует мнение, что лучше не смешивать эфирные масла и промышленные крема. Не все с ним согласны, но тем не менее…
    А зачем летом отказываться от крема? Он вам мешает?

  • wecher Дата: 16.04.2009 07:55

    он с меня как будто стекает при том любой и даже гели…
    вот теперь буду разделять .спасибо)

  • koshka_lusha Дата: 16.04.2009 08:26

    Знаете, я бы вне зависимости от возраста, не стала отказываться от ухода летом. Но взяла бы, например, масло макадамии, которое очень легко впитывается. На один раз берете две капли, слешиваете с 3-4 каплями гидролата и на лицо. Если через двадцать минут остается ощущение посторонеей субстанции на лице – промокните его полотенцем.

  • wecher Дата: 18.04.2009 10:36

    спасибо)
    так и сделаю.

  • ligeia_ru Дата: 17.08.2009 15:27

    ой ой, как это хранить 5 -7 дней. даже в холодильнике? Я варила это дело для сухой и для чувствительной кожи, по половине указанной порции.
    Едим до сих пор и я и мама, оно ваще не тратится. Скрабики повторому разу намолола, а крем не есца)) не тратится….выкидывать пора, уже месяц или даже два мажымся.
    (окрыла для себя что вы и Кошка ЛУша одно и то же лицо))) Этот журнал мне полезнее, спасибо вам большое за такое важное дело.
    (Я сомневалась почему то в качестве трав из амриты мед, их трифала сильно отличаеца по вкусу от дабуровской, хотя слибительный эффект сильнее)))))
    А ашвагандха ихняя и шатавари вообще ужасные на вкус)) может конечно сами по себе )))) других не пробовала. РАзвейте мои сомнения про Амриту, и тогда помчусь к ним за Блоссом гелем, у меня грудь сильно попортилась, после ГВ.) Спасибо. НАдя.

  • zxsystem Дата: 18.08.2009 09:32

    Мажте шире ) по всему телу.
    Да, в рецептах даны большие объемы, но так как я рецепты обычно беру из книг, то выкладываю их как есть. Сама-то я эксперементирую, как Бог на душу положит, но рекомндовать это широкой общественности считаю не корректным.
    Насчет Амриты не буду ничего развеивать, потому, что не знаю. То, что их травки работают – бесспорно. То, что есть травки еще лучше – тоже. Оптимально все травы собрать самой, извинившись перед каждым растением и воспевая хвалебные гимны ))) Боюсь, у нас нет такой возможности )))
    Что лучше Дабур или Амрита – тоже не знаю.

  • ligeia_ru Дата: 18.08.2009 17:45

    ага, поняла, буду мазать всю себя.
    а травки рвать, не в индию же за ними ехать. а тут – рискованно как то ))
    ( с удивлением обнаружила что детей у вас двое))) я читала-читала, не поняла сначала, то о мальчике пишете, то про девочку. оказалось у вас всякие )) Здорово! Я тоже через годик вторым займусь, даст Бог!
    Спасибо за рекомендации!

    А про кремчики – я нероли и розу вычеркнула, дорогущие. геранью и лимоном мажусь, но герань мне не нравица. Жасмином мазалась с удовольствием, но оно как то для питты больше.
    ЗАказала себе Блоссом гель, буду подтягивать растянутые прелести ))) очень надеюсь что сработает ))

  • maly_o Дата: 20.08.2009 02:18

    – С эфирными маслами тоже нужно быть осторожными и не нужно забывать, что все цитрусовые эфирные масла под воздействием ултрафиолета становятся токсичными. Такие масла можно добавлять только в ночные крема.

    – Нельзя сделать крем без добавления эмульгатора, т.к. только эмульгаторам под силу связать молекулы воды и жира. Без эмульгатора крем всё равно будет расслаиваться, вода от жира будет отделяться.

    – Натуральный крем в моём понятии- это крем без добавления химических консервантов и других веществ, которые были синтезированы искуственным путём. В качестве консервантов для натурального крема можно использовать те же эфирные масла и витамин Е ( антиоксидант ).

    – Эмульсионный воск в крем добавляют от 2 до 5 % от общей массы всей жидкости ( вода+ масло). Пчелиный воск не является эмульгатором, но его можно добавлять, для создания более густой консистенции, если в составе крема мало твёрдых масел или вообще только жидкие.

    – Крем нужно делать не больше 50 мл за раз и хранить в холодильнике, поверьте, этого хватит не только для лица, но и для других частей тела, т.к. кремик такой должен использоваться не более 8 дней.

    -Если взбивать крем миксером, то он будет по консистенции, как суфле, воздушный с пузырьками воздуха ( чем больше воздуха соприкасается с поверхностью крема, тем быстрее происходят окислительные процессы и крем быстро испортится).

    – Что бы крем по консистенции был похож на крем из магазина, его нужно делать прямо в баночке из которой потом же будете этот кремик пользовать (банку лучше выбирать из стекла), просто положить масла и эмульсионный воск в баночку, растопить и прогреть всё в микроволновке не допуская кипения, затем доливаете воды, которая только что закипела в другом отдельном сосуде ( вода должна быть дистиллированная), плотно закручиваете баночку, в которой у нас готовится крем и трясём её до полного остывания. Баночку в начале лучше обвернуть, например, полотенцем, т.к. она будет сильно горячая.

    – Когда крем будет комнатной температуры, то можно добавлять эфирные масла, на 50 мл крема 5-7 капель эфирных масел. Много не добавляйте, т.к. эфиры могут раздражать кожу.
    Одними и теми же эфирами постоянно лучше не пользоваться, т.к. кожа привыкает и они перестают быть эффективными.
    Много разных эфирных масел в одном креме для лица тоже лучше не намешивать.

    – Для лёгкого крема я использую на 50 мл всей жидкости ( вода, масла, эмульсионный воск) такую пропорцию- 14 масла+ эмульсионный воск, остальные 34- это вода.

    -Можно использовать экстракты трав, которые на спирту, но предварительно разбавить водой и в ложке на плите выпарить спирт, иначе наличие алкоголя может испортить эмульсию.
    Экстракты тоже должны измеряться каплями, как эфиры, т.к. они в принципе довольно концентрированы по биологически активным веществам, а ещё в больших количествах могут окрашивать не только крем, но и Вашу кожу.

    – Витамин Е нужно добавлять в момент, когда все масла и воск растоплены и равномерно прогреты ( выдавить 1-2 капсулы), хорошо размешать и дать постоять минутки 2, что бы все жиры были одной температуры.

    Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен.

    Удачи!!!

  • zxsystem Дата: 31.08.2009 13:19

    Спасибо большое!
    Много интересного. Взбивание крема в банке – обязательно попробую.
    Одно “но”. Я бы не рекомендовала использовать в приготовлении домашней косметики микроволновку. Она начисто убивает все природные вибрации масел, как следствие эффективность полученных средств снижается.

  • maly_o Дата: 01.09.2009 00:43

    Химический состав масел после прогревания их в микроволновке не меняется, но если верить в силу природных вибраций масел, то не пользуйтесь микроволновкой.
    На мой взгляд, микроволновка не просто облегчает работу, но и убивает микробы, тем самым продлевая жизнь нашему крему, а разогревая масла прямо в баночке, в которой будет готовиться крем и в дальнейшем храниться, очень сильно экономит расход масел, т.к. Вы их не теряете на стенках других сосудов, в которых предварительно разогреваете, а потом переливаете в ёмкость для взбивания с водой.
    Слышала, что очень сильной этой природной вибрацией заряжаются эфирные масла, но мы их добавляем в самом конце и на них ничто не может уже повлиять.
    Плюс ещё мы сами заряжаем крем, когда готовим его для себя с правильными, позитивными мыслями и эмоциями.

    – Крем будет ещё полезнее, если в него добавить мумиё. Я беру 14 таблетки на баночку крема 50 мл (использую алтайское мумиё фирмы Эвилар). Мумиё предварительно замочить в чайной ложке с небольшим количеством воды ( оно должно полностью раствориться), потом разболтать в горячей воде подготовленной для крема ( мумиё слегка окрасит воду) и сразу смешивать с маслами.
    Крем с мумиё хорошо тонизирует кожу и улучшает регенерацию клеток.
    Таким коктейлем тоже кожу длительное время лучше не баловать, т.к. кожа привыкает и эффективность снижается.

    – Лучше всего крем делать на основе масла Ши, т.к. оно способствует доставке других активных ингредиентов в более глубокие слои кожи.

  • zxsystem Дата: 07.09.2009 05:54

    Химический состав воды после микроволновки тоже не меняется, однако, если поливать цветы такой водой, то через пару недель они загнуться.
    Химический состав лимонной кислоты, сожержащейся в соке лимона и пищевой добавки Е330 тоже одинаков, однако, для меня очевидно, что это совсем разные продукты.
    Убеждена, что микроволновке нет места в здоровом образе жизни )

  • maly_o Дата: 08.09.2009 23:59

    При кипячении вода теряет микроэлементы которые необходимы для питания растений, где бы вы не кипятили воду.
    А споры по поводу вреда или пользы микроволновых печей есть и будет до тех пор, пока всё это до конца не изучено. Так что пользоваться микроволновкой или нет- это каждый сам для себя решает.

  • h_end_k Дата: 03.08.2010 10:20

    ….привет властитель чудесной странички….вы интерейснишая особа…с разрешения я тут прогуляюсь….можно?

  • vislame Дата: 27.02.2011 16:09

    Большое спасибо за проделанную работу!
    Я еще ни разу не делала крем. Пока только изучаю. Читала разные рецепты и запуталась, в виде примера – где-то видимо нужно добавлять жидкое масло какао, а где-то твердое, но в рецепте не уточняют. Как понять, когда нужно твердое масло баттер, а когда жидкое?(((

  • zxsystem Дата: 28.02.2011 05:15

    Не пишут, какое, потому, что жидкого масла какао не существует. Какао- это баттер.

  • zxsystem Дата: 09.03.2011 06:44

    Апельсиновый чай – это отвар из цедры апельсина.
    Боюсь , ложечка не позволит взбить все как следует. Возможно, я ошибаюсь, никогда ложечкой не взбивала.

  • astra_tata Дата: 02.11.2011 02:35

    Аня, где Вы берете гидролаты и воск? Имею ввиду где заказываете? Хочу попробывать сделать крем..

  • koshka_lusha Дата: 05.11.2011 16:22

    посмотрите по тегу Интеренет-ресурсы магазины с ингредиентами для домашней косметики.

  • moscowyogalover Дата: 10.01.2012 18:12

    Недавно была на мастер-классе по изготовлению крема. Все описала тут http://moscowyogalover.livejournal.com/6313.html Ничего страшного в использовании натуральных эмульгаторов и консервантов не вижу.

  • pingback_bot Дата: 29.01.2012 13:25

    No title

    User referenced to your post from No title saying: […] Успехов и удачи вам в ваших экспериментах! Статья 3 http://kalinji.livejournal.com/6773.html […]

  • gwuin Дата: 14.04.2013 14:06

    Здравствуйте. А розовый чай – это отвар из лепестков розы?

  • koshka_lusha Дата: 19.05.2013 06:09

    Да, все верно. Его можно заменить гидролатом розы.

Комментировать

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Телефон: +7 (495) 677-9730
Россия, Москва
Берсеневский переулок 5/1